14 декабря, 2015

Экскурс по Киево-Печерской лавре

Ки́ево-Пече́рская ла́вра (укр. Ки́єво-Пече́рська ла́вра) — один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча и его учеником Феодосием. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения.



В настоящее время нижняя Лавра находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а верхняя Лавра — в ведении Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
 
Подробная карта строение комплекса
В Великой церкви находилась чудотворная икона Успения Божией Матери, по преданию, чудесно полученная греческими художниками во Влахернском храме и принесенная ими в Киев. В ней также почивали мощи св. Феодосия и 1-го киевского митрополита св. Михаила и хранилась глава святого равноапостольного князя Владимира. В нише в северо-западном углу церкви — надгробие князя Константина Ивановича Острожского. Под алтарём Стефановского придела — усыпальница. В Богословском приделе находилась икона Божьей Матери, перед которой молился Игорь Олегович во время его убиения в 1147 году.
 
 
 
 
 В ризнице Лавры хранились замечательные по древности и ценности Евангелия, утварь и облачения, а также коллекция портретов. На хорах были библиотека Лавры и её документы. Прежнее книгохранилище, вероятно, сгорело в 1718 году. С ноября 1941 года немецкими оккупантами был взорван Успенский собор (восстановлен в 2000 году) — что указывается в материалах Нюрнбергского процесса. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма. Подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления, а также в соответствии с политикой нацистов по уничтожению национальных святынь в целях ослабления национальной идентичности покорённых народов. В настоящее время туристов заверяют, что храм взорвали проникшие в город советские партизаны. Вероятной целью взрыва называют покушение на посещавшего Лавру с визитом словацкого президента Тисо, который покинул храм на два часа раньше, чем рассчитывали диверсанты.
 
 
Территория лавры, обширная. Времени исследовать не было практически, поэтому прошёлся только по основным храмам и точкам, обязательно заглянул к источнику посидел в прохладе и попил водички. Прогулялся подземными пещерами, атмосферка я скажу вам жутковатая, маленькие каменные коридорчики с повышенной влажностью, с ответвляющимися нишами в которых стоят иконы и гробы.


По большому счёту я всегда стремился побывать в этом чудесном месте с целью успокоения, лишения тревог и т.д. Как то представлял это место иначе чем есть на самом деле. Это не камень в огород, это просто правдивые слова которые я привык говорить прямо, а не по зауглам. Это касается всех моих репортажей без исключения.


В 1096 году ещё не окрепшая обитель перенесла ужасное нападение половцев. Православные святыни были разграблены и поруганы. Половцы едва не въехали в сам Киев. Но уже в 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и, более того, в нём появились новые постройки. Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключённых. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен. Монастырю принадлежало также село Лесники. Феодосий выкопал себе там пещеру, в которой жил во время Великого поста. В XI и XII вв. из монастыря вышло до 20 епископов, все они сохраняли большое почтение к родной обители.
 
 
Так же обходя комплекс извне по периметру увидел его защищённость, оно и понятно то набеги, то пожары, то взрывы... Выстояла крепость до наших времён и ещё много выстоит. Не зря она как крепость даже архитектурно.


В общем экскурсией я доволен, во первых потому что цель была - "цель поражена"!) Двигаюсь дальше. Не обошлось конечно без казусов... Как всегда ложка дёгтя. Для затравки притчу расскажу: когда человек был ещё ребенком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо — ты иди в храм, тебе всегда там легче будет». Вырос человек. И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошел в храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!». Вторая подбегает: «Не там стоишь!». Третья ворчит: «Не так одет!». Сзади одергивают: «Неправильно крестишься!». А тут подошла одна женщина и говорит ему:
— Вы бы вышли из храма, купили себе книжку о том, как себя здесь вести надо, потом бы и заходили.
Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос:
— Что ты, дитя мое, плачешь?
Поднял человек свое заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит:
— Господи! Меня в храм не пускают!
Обнял его Иисус:
— Не плачь, они и меня давно туда не пускают. 
Не хотелось бы чтобы эта притча хоть как то относилась к такому святому месту с такой огромнейшей историей! Но некоторые моменты меня просто убили... Для начала это платный вход. Я понимаю что содержание обходится недёшево да и в расходную часть не лезу "предприятия" усеянного напрочь торговыми точками и ларьками в которых продаются не только свечи с иконками но и сувениры. Ладно уж вопрос меркантильности закрыт, хотя моё мнение личное - это полное содержание государства как не только архитектурной памятки но и частички историко культурного наследия. Идём дальше, на входе в храм сидит женщина выдающая ЗА ДЕНЬГИ зелёные фартухи которыми можно обмотаться если пришёл в шортах или юбке, а уж в шлёпанцах так вообще война.... Интересно а если босяком прийти? Именно так раньше ходили многие люди, и это им не препятствовало входить я более чем уверен. Но всё это мелочи по сравнению с третьим фактом который для меня загадка по сей день:

ЗАЩИТНАЯ ТАБЛИЧКА!
Так вот, такого рода защитные таблички стоят везде на всех дверях и во многих интересных местах, особенно таких как пещеры. Для меня факт вообще непонятный и не объяснимый по большому счёту. Что случится если человек (турист) будет фотографировать красоту которой захочет поделиться с друзьями, да хоть и со всем миром. Неужели от вспышки разрушится храм? Уверен что нет, если он набеги половцев выдержал))) Ладно я понимаю про вспышки, они явно отвлекают молящихся людей. Но без вспышек тоже нельзя оказывается!!! Я конечно же всё это пропустил мимо ушей, потому что для меня это неприемлемая глупость. Сделал в храме несколько колоритных снимков, тут замечаю боковым зрением ко мне метётся на всех парах тётка в платке, и не добежав уже вопит, ИМЕННО ВОПИТ! на весь храм: у вас есть разрешение? Я сделав дофига дурашливый вид округлив глаза: какое такое разрешение? она: у нас нельзя фотографировать! я: почему? она: потому что я к вам в дом не лезу с фотоаппаратом, выключайте давайте!!! я: да выключен он, показывая ей не светящееся табло заркалки) она: вам эти снимки всё равно в прок не пойдут, увидите! Сначала надо получить благословение на это! Вот такой вот диалог, я вышел сразу же с храма, с настроением взвинченным и вообще опустошённым. Как так.... Я не мог себе представить что такое возможно даже там. Снимки всё таки пойдут впрок я думаю, люди посмотрят мои работы и будут наслаждаться. Но это был финиш... Выйдя на улицу я увидел прямо во дворе стоящие несколько автомобилей, один из них джип Лексус с номером 0003. Думаю что третий по счёту номер может быть только у известного человека. Думаю что он видимо получил какое то благословение, был послушным служителем скорее всего. Вопрос: почему такое вот благословение не могут получить все остальные, может надо слова какие то особые знать? Ладно. Покидая Киево-Печерскую лавру я оставил для себя приятные воспоминания конечно же, духовное очищение. Но вот история с фото мне просто не давала покоя, решил обнародовать. Неужели это такой тяжкий проступок за который можно так обидеть человека в храме? Прощаю. Великое место, не достойно мелочей таких. Рекомендую всем кто ещё не был там поехать посмотреть, просто походить по территории. До новых репортажей. По территории вас водил экскурсовод Александр Коваль ;)

Комментариев нет:

Отправить комментарий